«Люди с идеями способны изменить образовательное сообщество»

 

 

 

 

 

17-18 мая 2018 в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге прошла V международная конференция «Образование и мировые города: новые технологии развития». Конференция собрала экспертов, представителей университетов, глав университетских сетей и ассоциаций, специалистов в международном образовании, заинтересованных в обсуждении связей между обучением, развитием и новыми технологиями.

Генеральный директор фонда Оксана Орачева приняла участие в работе круглого стола на тему «Магистратура в экономике знаний». Круглый стол был посвящен обсуждению роли магистерского образования в современном обществе. Как отметила модератор круглого стола, заместитель председателя Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, Елена Чернышкова, цель дискуссии – посмотреть с разных точек зрения на будущее магистратуры в России и мире. Какие компетенции выпускников магистратуры сегодня востребованы работодателями и насколько современные магистерские программы способны сформировать эти компетенции? Чем принципиально отличается магистерская и бакалаврская подготовка? Как будут строиться магистерские программы в будущем при условии сохранения современных темпов социальных и технологических инноваций? В числе вопросов для обсуждения и была роль частной благотворительной поддержки в формировании образовательной повестки.  

– Ни один частный фонд не может и не должен определять ценности образования – это дело общества и самого университета, – подчеркнула Оксана Орачева. – Мы рассматриваем наши проекты в сфере образования как вклад в создание определенной образовательной среды, которая работает на ценности профессионализма, знания и творчества. Традиционная роль университета в сообществе меняется. Мы хотим поддержать эти изменения, чтобы вуз был более тесно связан с обществом, чтобы он перестал быть вещью в себе, стал более интегрированным. Есть люди на местах, которым наша поддержка может помочь решиться создать что-то свое. И это как раз – шаг к изменению образовательной среды. Мы стремимся сделать так, чтобы университеты, которые создают что-то инновационное, не воспринимались как исключение, а это стало нормой.

Говоря о программах Фонда в сфере поддержки магистратуры и их социальном эффекте, Оксана Орачева напомнила, что адресатами благотворительной поддержки за 20 лет работы стали десятки тысяч студентов и преподавателей. 

Стипендиальная программа Владимира Потанина за два десятилетия изменилась. Но одно осталось неизменным: мы по-прежнему вкладываем в людей. Почему мы оказываем индивидуальную поддержку?  Это часть нашей стратегии, поскольку именно люди с идеями и потенциалом для их реализации могут менять общество. Поддерживая такого рода специалистов, мы получим другое образовательное сообщество. Такие люди предъявляют другие требования к преподавателям и образованию, меняя университет изнутри. Какие-то университеты идут быстрее, какие-то медленнее, но наш рейтинг показывает, что в целом вузы-участники наших программ стали шире смотреть на то, что происходит с обычными студентами и преподавателями, воспринимая их успех как успех самого университета.

В дискуссии приняли участие как эксперты в области образования, так и работодатели. Темой выступления Андрея Ракитина, управляющего партнера Stanton Chase Russia, стало моделирование магистерских программ: «Результаты исследования, посвященного компетенциям молодых российских инженеров, показали, что цифровизация меняет стандарты образования. «Мягкие» компетенции становятся не менее важными, чем профессиональные навыки: личная эффективность, работа с информацией, новаторство и творчество, эффективные коммуникации, работа в команде».

Об опыте создания магистерских программ в Высшей школе экономики рассказали Елена Рогова, декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, и Наталья Заиченко, академический руководитель образовательной программы «Управление образованием», профессор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Речь шла о том, существует ли «золотой стандарт» для магистратуры. «Программы очень разные, академические и практические, это меняющийся портфель образовательных продуктов. Надо понять, что общего рецепта, какой должна быть магистратура, нет» — заявил Сергей Рощин, проректор, заведующий лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ. Тем не менее, имеет смысл посмотреть на лучшие мировые практики – одну из них представила Магдалена Гаете, консультант и международный эксперт в области репутационного менеджмента университетов, Университет Наварры. Опытом развития магистратуры в ходе конференции поделились представители университетов Финляндии, Франции, США, Германии, а также международных образовательных организаций.

ПОДРОБНЕЕ О КОНФЕРЕНЦИИ